Комплексная программа профилактики деструктивного поведения в интернете у подростков и молодежи «Мы в ответе за цифровой мир»

Активное использование интернета существенно меняет социальные и культурные практики, в первую очередь, у наиболее активных пользователей цифровых технологий – подростков и молодежи. Интернет становится пространством не только возможностей, но и рисков, в том числе, рисков деструктивного и аутодеструктивного поведения.

 

Основная цель программы

Формирование позитивной цифровой культуры как фактора, способствующего снижению и профилактике деструктивного поведения в интернете подростков и молодежи.

 

 

Основные целевые группы

Старшие подростки 14-17 лет и молодежь 18-25 лет, педагоги и психологи высших, средних и средне-специальных образовательных учреждений.

По данным Центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды, в настоящее время в российском сегменте социальных сетей зафиксировано примерно 25 миллионов аккаунтов с деструктивным контентом.

Разновидности деструктивного поведения в цифровой среде:

  • различные формы киберагрессии, в том числе кибербуллинг

  • деятельность экстремистских сообществ

  • популяризация и распространение способов деструктивного поведения (АУЕ, криминализация, алкогольная и наркотическая зависимость)

  • пропаганда самоповреждающего (анорексия, селф-харм) и суицидального поведения

 

Все эти риски требуют тщательного изучения и учета позиции самих подростков и молодежи с целью своевременного информирования и предотвращения проявлений деструктивного поведения в интернете.

Программа профилактики деструктивного поведения в интернете 

у подростков и молодежи «Мы в ответе за цифровой мир» вносит

вклад в развитие цифровой культуры позитивного онлайн-поведения

в русскоязычном сегменте интернета, повышает уровень цифровой

компетентности участников проекта, формирует у подростков и

молодежи установки на позитивное онлайн-поведение и устойчивые

стратегии совладания с деструктивным поведением в интернете.

Этапы реализации программы

1. Аналитический обзор существующих программ и практик по профилактике деструктивного поведения и формирования позитивной цифровой культуры; разработка классификации типов деструктивного онлайн-поведения; апробация исследования и мониторинг наиболее распространенных типов деструктивного поведения подростков и молодежи.

2. Разработка комплексных обучающих программ для педагогов, психологов, подростков и молодежи по профилактике деструктивного поведения в интернете, повышению кибербезопасности и формированию позитивной цифровой культуры с учетом возрастно-психологических особенностей. Направления обучающих программ:

  • повышение осведомленности о рисках и угрозах, определяющих и провоцирующих деструктивное поведение в интернете;

  • знакомство с видами и последствиями деструктивного поведения в интернете;

  • формирование и расширение ролевого репертуара педагогов и психологов в профилактике различных типов деструктивного поведения в сети (киберагрессия и кибербуллинг; онлайн-предпосылки школьного шутинга; создание, распространение и потребление негативного контента; онлайн-мошенничество, цифровое самоповреждение и др.). 

3. Запуск программ повышения квалификации для педагогов и проведение тренингов и квестов для подростков и молодежи.

 

 

4. Проведение молодежного форума «Мы в ответе за цифровой мир» (с возможностью онлайн-участия). 

Команда проекта

Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования.

Солдатова

Галина 

Владимировна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа. Специалист в области изучения проблем волевой регуляции поведения подростков и молодежи.

Барабанов Даниил Дмитриевич

Кандидат психологических наук,  первый проректор Московского института психоанализа, доцент кафедры общей психологии. Специалист в области межличностного восприятия.

Демидов

Александр Александрович

Зам. заведующего кафедрой социальной психологии Московского института психоанализа. Специалист в области изучения межкультурной коммуникации, интернет-активности детей, цифровой социализации.

Чигарькова Светлана Вячеславовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии личности и дифференциальной психологии, проректор по воспитательной и социальной работе Московского института психоанализа. Специалист в области логотерапии и экзистенциальной психологии

Аверьянов Алексей Иванович

Кандидат психологических наук. Специалист в области девиантного поведения детей и подростков в цифровой среде , цифровой социализации, психотерапии и профилактики девиантного и асоциального поведения в молодежной среде.

Хломов

Кирилл Даниилович

Под руководством Г.В.Солдатовой было реализовано большое количество проектов на тему безопасности детей и молодежи в интернет пространстве. Коллектив имеет более чем 10-летний опыт проведения эмпирических исследований и разработки практических программ и учебно-методических пособий, посвященных различным аспектам социализации в цифровом мире. 

 

 

Образовательный проект «Дети в Интернете» (2012г. — по настоящее время) — комплекс образовательных мероприятий, объединяющий в себе интерактивные выставки и серию обучающих уроков для младших школьников. Цель проекта: формирование в обществе культуры безопасного и полезного использования интернета; повышение уровня знаний граждан РФ о правилах безопасного поведения в интернете. В программе приняли участие более 320 000 детей, педагогов и родителей из 30 регионов России. В рамках проекта разработаны материалы для родителей и педагогов: методическое пособие «Поговорите с ребенком об Интернете», флэш-презентация «Урока полезного и безопасного Интернета», методическое руководство для педагогов по проведению урока полезного и безопасного интернета.

Образовательный проект «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» (2013г. — по настоящее время) — программа, направленная на повышение цифровой компетентности учителей и подростков, учащихся российских школ. Программа разработана специалистами Фонда Развития Интернет, факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Федерального Института Развития Образования. Цель проекта: содействие развитию информационного общества, а именно формирование его полноправных граждан, в полной мере способных и готовых ответственно использовать цифровые технологии для решения разнообразных жизненных задач. В основе программы лежат результаты первого всероссийского исследования цифровой грамотности и компетентности российских школьников и их родителей, проведенного в начале 2013 г. Фондом Развития Интернет, в котором приняли участие более 2200 российских подростков и родителей 45 регионов. В рамках проекта было разработано методическое пособие «Интернет: возможности, компетенции, безопасность".

Образовательный проект «Поговорите с ребенком об Интернете» (2015 г. — по настоящее время) — комплексный ежегодный социально-образовательный проект, включающий в себя проведение открытых уроков полезного и безопасного Интернета для учащихся начальных классов российских школ, мастер-классов для школьных учителей и собраний для родителей. Цель проекта: повышение осведомлённости взрослых – родителей несовершеннолетних детей и школьных учителей по вопросам информационной безопасности детей и подростков в сети интернет. В мероприятиях, организованных в рамках проекта, приняло участие уже более 10000 человек – школьников, педагогов, родителей. Помимо очных семинаров в рамках данного проекта был проведен ряд вебинаров (общее количество слушателей более 1700 человек). По результатам проекта была подготовлена и издана информационно-просветительская брошюра для родителей несовершеннолетних детей «Поговорите с ребёнком об Интернете» (тираж 5000 экз). В рамках проекта был разработан сценарий родительского собрания «Как поговорить с ребёнком об Интернете».

Социально-просветительский проект «Будь сильнее – будь другом» (2016 г.) — программа, включающая в себя полезные материалы и социальную рекламу, запущенную в эфире Cartoon Network. Цель проекта: привлечение внимания общества к проблеме буллинга. Специалистами Фонда Развития Интернет был создан авторский опросник, посвященный проблеме буллинга для трех целевых групп – ученики 2-6 класса, родители и педагоги. Общее количество человек, заполнивших анкету, составило более 1500 человек.

Директор Фонда Развития Интернет Галина Солдатова провела вебинар “Буллинг в школе: феномен, особенности, профилактика”.

Социально-просветительский проект «Правила интернет-безопасности» (2014г. — 2017г.) — подготовка и сбор видеосюжетов, которые рассказывали детям о культуре общения в интернете и, в частности, о правилах общения с незнакомцами в социальных сетях, учили финансовой безопасности, напоминали о важности «живого» общения с семьей и сверстниками и давали ответы на многие другие вопросы. Цель проекта: научить детей и подростков эффективно пользоваться современными информационными технологиями и вовремя распознавать угрозы в интернете.

Образовательная программа «Личное-Публичное. Персональные данные и репутация в интернете» (2017г.) — подготовка практического пособия для работников системы общего образования. Пособие разработано Фондом Развития Интернет при поддержке факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Академии социального образования и управления. Цель проекта: повышение цифровой компетентности школьников и педагогов в сфере управления персональными данными и формирование навыков управления репутацией в Сети.

Учебно-образовательный проект «Практическая психология безопасности. Управление персональными данными в интернете» (2016г.) — практическое пособие для работников системы общего образования. Проект реализован Фондом Развития Интернет совместно с Роскомнадзором и Федеральным Институтом Развития Образования (ФИРО). Цели проекта: формирование у школьников представлений о приватности и персональных данных, а также способах попадания и распространения персональных данных в Интернете; осознание школьниками ценности персональных данных, последствий неосторожного обращения с информацией личного характера в Интернете и способах ее защиты; формирование у школьников навыков управления персональными данными при работе с различными онлайн-ресурсами, приложениями и устройствами. Фондом Развития Интернет было проведено исследование, в котором анализируется отношение российских детей и подростков к персональным данным, проблемы, возникающие в результате их неправомерного использования. Общее количество опрошенных в рамках данного исследования составило 413 человек.

В рамках проекта было опубликовано учебно-методическое пособие для работников системы общего образования

Учебно-методическая программа «Кибербезопасность» для средней школы (2018-2019 гг.) — учебное пособие для школьников. Пособие разработано сотрудниками Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к организации внеурочной деятельности и вышло в Издательстве «Русское слово». Цель проекта: повышение цифровой грамотности школьников. Курс состоит из рабочих тетрадей (тренажеров) для учащихся 5-9 классов, программы и методического пособия.

Реализация сетевого профилактического проекта «Стоп-буллинг!» в 2015-2016 гг. Цель проекта: организация обучения педагогов на стажировочных площадках школ г.Москвы по  профилактике школьной травли и социальной дезадаптации учащихся в образовательных учреждениях. В проекте приняло участие 26 школ, 111 педагогов, 2029 обучающихся.

Много полезных материалов в наших соцсетях:

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook Социальной Иконка

УЧАСТИЕ В ФОРУМЕ БЕСПЛАТНОЕ

ДЛЯ ОЧНЫХ УЧАСТНИКОВ:

 

ВХОД СТРОГО ПО БИЛЕТАМ

КОЛИЧЕСТВО БИЛЕТОВ ОГРАНИЧЕНО

билет можно распечатать после прохождения регистрации

ДЛЯ ОНЛАЙН УЧАСТНИКОВ:

ссылку на трансляцию вы получите за 1 день

до начала мероприятия после прохождения регистрации

 

РЕГИСТРАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Внимание! Для прохождения регистрации вы будете

перенаправлены на сайт партнера.

Внимательно ознакомьтесь с Условиями использованияПользовательским соглашениемПолитикой конфиденциальности

г.Москва, Волгоградский проспект 32, корпус 5

1997–2019, НОЧУ ВО «Московский институт Психоанализа»

Россия, Москва, Кутузовский проспект 34, строение 14

официальный сайт inpsycho.ru
Лицензия 90Л01 № 0009535, рег. № 2466 от 16.11.2016 г.
Свидетельство о гос. аккредитации №2458 от 26.12.2016 г.

Информация на данном сайте не является публичной офертой.

При перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка на сайт обязательна.